М.Поршень "Иные мгновения"

Вадим Штепа. ИNВЕРСИЯ. Волшебная гора №5. Москва. 1997 год. РИЦ "Пилигрим". Тираж 550 экз.

        …принципом русской традиции нам представляется понятие ВОЛЯ. Показателен его двойственный и, казалось бы, взаимоисключающий смысл - воля "волевая" и воля "вольная". Тем не менее, это сочетание (имеющееся только в русском языке) отнюдь не является простым омонимическим совпадением. Например, когда в XVI-XVII вв. многие казаки и беглые крестьяне устремлялись на Север, в Сибирь, на Дальний Восток, это было как вольнолюбие и стремление избавиться от чрезмерной тогда государственной "опеки", так и воля к организации великого пространства. Объединение этих двух ориентаций одним понятием уже само по себе достаточно свидетельствует о синтетической природе традиционного русского мировоззрения.
        Однако, если синтез этих "воль" в каком-либо контексте не происходит, тогда они "рассыпаются" в различные виды противоречий, известных в русской национальной психологии. Это - апокалиптика и нигилизм, святость и юродство, аскетизм и разврат, деспотизм и анархизм, жестокость и доброта, коллективизм и индивидуализм, национализм и всечеловечность, богоискательство и безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт... Но синтез вовсе не означает усреднения и взаимопоглощения этих качеств, либо постоянного тождества одного над другим. Русская традиция едина, и её целостная, качественная природа не тождественна ни одной из её исторических манифестаций, а также всей их количественной сумме. Само это единство парадоксальным образом заключено в обоюдном обострении и радикализации всех русских "противоречий", а не в их усреднении или постоянном доминировании какого-либо одного элемента. И в этом - неповторимая специфика "непонятного" русского народа, который, по точному наблюдению Николая Бердяева, "способен внушать к себе одновременно сильную любовь и сильную ненависть".
        Поэтому склонность к пределу, неудовлетворённость посредственным, "незнание меры" и экстремизм - сами по себе и являют традицию. Это хорошо подметил Алексей К. Толстой: "Коль рубить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, коли пир, так пир горой!"
        Органично сочетать эти "воли" способна только "коронующая" двуглавого Орла Благодать, которая даётся Духом "не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости" (Тит, 3,5) и проявляется в той или иной харизматической силе. И эта сила, фокусируя двойственную волю во всякий раз новом единстве, одерживает ПОБЕДУ...

Ещё Свободы
Ещё по теме
Ещё Штепа
В начало
В оглавление
Будешь?
Пиши сюда

Hosted by uCoz